Ремень или?..

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, представления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы уговаривания, разъяснительные беседы, убеждения, советы, включение в различные виды деятельности и т.п.

Такой подход к воспитанию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспитания», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. французский просветитель Ж.Ж. Руссо.

Он считал, что дети рождаются совершенными, поэтому, воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но и, наоборот содействовать его формированию и приспосабливаться к нему.

Исходя из этого, Руссо утверждал, что в центре воспитательной работы должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если активно формировать у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.

Немало было сделано в этом направлении и в нашей педагогике. Ее виднейшие деятели решительно выступали за преодоление авторитаризма в воспитании и за придание ему подлинно гуманистической направленности. Одним из таких деятелей являлся А.С. Макаренко. Он утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Взрослый человек (педагог) должен ставить себя на один уровень с ребенком. Необходимо формировать дружественность, как определенный тон в отношениях педагога с детским коллективом. И совершенно недопустимо, чтобы педагог вел себя грубо в присутствии своих воспитанников. В его практике воспитательными методами становились доброта, доверие, ирония, мобилизация детей на достижение перспективных линий.

Следует различать, что «ремень» — это не метод воспитания, а средство наказания.

Согласно толковому словарю, наказание — это мера воздействия на того, кто совершил проступок. Иными словами, это использование отвращающих стимулов или удаление приятного стимула; действие, препятствующее повторению реакции, за которой оно следует. В реальности же наказание является не столько воспитательным процессом, сколько прямым проявлением жестокого отношения к ребенку. К сожалению, многие взрослые прибегают к наказаниям, как к методам воспитания, считая, что именно таким образом можно воздействовать на ребенка.

Но это не так!

Такой способ взрослый человек выбирает лишь потому, что он самый легкий. Но не эффективный. Воспитательный процесс строится на убеждениях, объяснениях и на примерах. Надо сказать, что это самая непростая позиция, призванная побудить ребенка задуматься над своими действиями и зачастую пересмотреть их. Но самая лучшая.

Комментарии ()

  1. Екатерина 06 декабря 2019, 13:41 # 0
    Спасибо за статью. Я даже задумалась над данным вопросом и переосмыслила свое воспитание над моим сыном.
    1. Светлана 06 июня 2020, 08:35 # 0
      Но наказывать все же нужно. Пусть не ремнем. Можно использовать альтернативу: запрет на просмотр телевизора, никакого сладкого и т.п.