Кризисы возрастного развития

       Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов.   Существует много теорий детского развития. В отечественной педагогической науке  используется периодизация детского развития  Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Периодизация  - разделение жизненного цикла на отдельные возрастные этапы. Лев Семенович Выготский понимал возрастное развитие как сложный процесс, который приводит к изменениям всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Главной сутью развития является возникновение нового в поведении, личности ребенка.       

 Временные рамки:  раннее детство – младенчество (0-1), ранний возраст(1-3)

                                   детство – дошкольный возраст (3-7), школьный возраст(7-10)

   В основу разделения возраста детей  Выготский положил четыре критерия:
  1. Социальная ситуация развития
  2. Ведущая деятельность возраста
  3. Новообразования возраста
  4. Возрастные кризисы

Социальная ситуация развития – система отношений между человеком и обществом в конкретный  возрастной период. Изменения социальной ситуации развития происходят в начале возрастного периода.

Ведущая деятельность возраста – та деятельность, в которой ребенок максимально реализует свои потенциальные и реальные возможности.
0-1 год - деятельность направлена на познание отношений. Развивается личностная сфера психики.
1-3 года – на познание предмета. Развиваются познавательные процессы (речь и мышление).
3-7 лет – деятельность направлена на познание отношений, потребность в общественно значимой деятельности. Развивается личностная сфера.
7-10 – деятельность направлена на познание начал, интеллектуально –познавательная. Развивается самоконтроль, произвольность.

Новообразования возраста – то новое, что приобретает ребенок на каждом возрастном этапе. Новообразования появляются в конце периода.

Возрастные кризисы –периоды резких психологических изменений, отделяющих один возраст от другого

    Лев Семенович Выготский понимал развитие как процесс, который протекает не равномерно. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим.

По мнению Л.С. Выготского, кризис,— время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.

     Возрастные кризисы  характеризуются нечеткими границами, непродолжительностью по времени, трудновоспитуемостью ребенка. Педагоги, родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются, те средства педагогического воздействия, которые раньше имели успех, перестают действовать и ребенок выходит из-под контроля. Застревание в кризисе  приводит к повышению неврозов у детей, психосоматических заболеваний. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.

Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

  1. кризис новорожденного – переход от внутриутробного к внеутробному способу жизни.  Это переход от одной формы существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни. Период максимальной беспомощности, зависимости от взрослого.
  2. кризис 1-ого года жизни – раздвоение социальной ситуации. Физическое отдаление от матери. Резкое увеличение новых форм поведения, повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослого, повышенная капризность.
  3. кризис 3-х лет – изменение существующих взаимоотношений между ребенком и взрослым, становление самосознания ребенка,  отказ от опеки, жажда независимости, стремление к самостоятельности, отдаление от матери.
  4. кризис 7 лет — переход из мира детей в мир взрослых, смена вида деятельности, осознание новой роли (ученика), появление социальной жизни, формирование мнения о себе.  Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.  Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни.

Проявления кризиса.

При кризисе 3-х лет малыш пытается определить, при каких условиях вы выходите из себя, ведь конфликты со взрослыми помогают ему выстроить систему координат, определяющую, что делать можно, а что нельзя.

  •  Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Нежелание выполнять указания, все делать наоборот
  • Агрессивность. Кризис третьего года жизни — самый кусачий и драчливый период. Такое поведение — прямое следствие упрямства: если ты не делаешь так, как я хочу, получи лопатой по спине!
  • Жадность. Еще один способ формирования образа своего "Я". Деление игрушек на "мои" и "чужие" помогает ребенку почувствовать собственные границы практически "на ощупь".
  • В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
  • Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
  • Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.
  •  Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Со стороны взрослых: доброжелательность, терпение, тактичность.    Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить.  Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.

Что делать? Тактика взрослого:

– избегать диктата и гиперопеки
- быть последовательным
-поощрять самостоятельность
-искать компромисс, через креативное переключение
- акцентировать внимание на хороших поступках.

 

Кризис семи лет может начаться и раньше – и в шесть и в пять с половиной лет. Если ребенку надоел детский сад, если привычные игры не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, если у него появилось отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям – значит наступил  кризис семи лет.

Признаки, симптомы кризиса: негативизм, заносчивость, потеря непосредственности, кривляние, манерничание, неуправляемость (он не реагирует на замечания, делает вид, что не слышит), замыкание на себе, склонность к конфликтам, расширение границ своих норм.   Ребенок начинает обобщать свои переживания.  Цепь неудач каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия.  И наоборот  частые успехи    формируют   чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

 Что делать?

- принимать «взрослость»
- укреплять веру ребенка в себя
- подавать позитивный личный пример восприятия реальности
-поддерживать тесный эмоциональный контакт
- четкие обязанности у ребенка.

Памятка педагогу               

                      Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса 3-х лет?

  • Постарайтесь схитрить, отвлечь  или переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» —  подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.
  • Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство— это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
  • Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, она еще сильнее его взбудоражит.
  • Будьте с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми. Усугубляет кризис трех лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
  • При оценке поведения ребенка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай».-ребенку только этого и нужно.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: умывание, одевание, т.д.
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться».  Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

 Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса 7  лет?   

  • В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо увидеть себя в новом качестве взрослого, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
  • В критический период в связи с выходом ребенка на новый уровень развития вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
  • Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
  • Предоставляйте ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности. Расширение сферы интересов ребенка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии).
  • В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это дает ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на групповых требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».
  • Таким образом, как и в предыдущие кризисы развития, старайтесь дифференцировать свое поведение, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения (« сегодня что-то у тебя не получилось»).
  3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри,  у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых  в данной ситуации форм поведения.
  5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)

Комментарии ()

  1. Анастасия 06 декабря 2019, 17:03 # 0
    Очень познавательная статья.