В гости к березе

03.09.2019

Цель: формирование у детей знаний о березе, ставшей символом России. 
Задачи. Образовательные: 
- учить анализировать результаты наблюдений и делать  выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи в природе;
- закреплять знания детей о том, как дерево « дышит».
-  углублять знания о березе весной.
Развивающие:  
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать  у детей интерес к конкретному объекту – березе как символе красоты нашей родной природы, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Воспитательные: 
- воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе;
- воспитывать  любовь и бережное  отношение к природе; 
Предварительная  работа: презентация  «Берёза»; чтение  стихотворений  о березе из книги В.Степанова « Родная природа»; прослушивание  музыкальных произведений о берёзе; пение  песни «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А.Ануфриева); чтение  легенд о берёзе; рассматривание  картин.
Материалы и оборудование: «волшебная палочка», ленточки  атласные зелёного света, платочки по количеству детей, лупы.
                                                                       

                                                                                                                     Ход  целевой прогулки
Воспитатель. Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной. А вы хотите увидеть?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала. Она решила с нами пошутить и загадала загадку: 
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети. Это береза.
Воспитатель. Молодцы! Ребята в гости ходят с подарками. Давайте и мы приготовим для березки подарок. Какой подарок  вы бы подарили?
Дети. Игрушку, рисунок, фотографию и т.д.
Воспитатель. Я  предлагаю подарить березке атласные  ленточки. Ленточки, какого цвета подарим?
Дети. Красные, зеленые, желтые.
Воспитатель. Я думаю, зеленые  ленточки  ей очень понравятся. Как вы думаете почему?
Воспитатель. Все готовы, тогда в путь. А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас? По каким приметам, вы узнали, что это лето? Какая сегодня погода? Какое небо, чистое или в тучах?
Воспитатель. Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем, ласковые слова.
Воспитатель. Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Воспитатель. Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. Посмотрите, какая береза?  (Ответ детей.)
Послушайте  стихотворение.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Воспитатель. В какой стране мы с вами живем? 
Воспитатель. Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родина - Россия, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки. 
Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе. В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Воспитатель. Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?
                       (Дети рассматривают берёзу.)
Дети. На березке распускаются листочки.
Воспитатель.  Какого цвета листья у берёзы?
Дети. Листочки еще маленькие, зеленые, а осенью были жёлтые.
Воспитатель. Правильно.  Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола. И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.
Воспитатель. Давайте их потрогаем, понюхаем.  
Воспитатель.  Давайте порадуем берёзку, потанцуем вокруг берёзке. Становись-ка в хоровод!

Хоровод «Мы вокруг берёзки»
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём.
Яркие платочки
Мы тебе несём.  (Дети идут по кругу).
Припев
Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод  ребят. (Кружатся на месте).

Девочки к берёзке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).

Припев.
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.


Воспитатель. А какие части дерева вы еще знаете?
Дети. Ствол, ветви, листья.
Воспитатель. Покажите ствол березы. (Дети показывают). Какой он - толстый или тонкий?
Дети. У этой березы  толстый.
Воспитатель. Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Дети. Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше.
Воспитатель. Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
Дети. Гладкий, шелковистый, шершавый.
Воспитатель. Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? 
Дети. Ветки тоньше ствола.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что появилось на кончиках ветвей - это сережки. На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез. Что есть на стволе дерева?
Дети. Кора.
Воспитатель. Какая кора у дерева? Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?
Дети. Кора белая, гладкая.
Воспитатель. Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой  и шелковистой. Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?
Дети. Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички.
Воспитатель. Всё верно. Чечевички выполняют функцию газообмена между окружающей средой и внутренними тканями стебля, а также способствуют выведению излишней влаги.
 

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх

 Воспитатель. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки. Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.

(Дети завязывают ленточки)