Сюжетно-ролевая игра "Ферма"
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о профессиях работников фермы.
- Закрепить умения применять эти знания в игре.
- Продолжить развивать навыки самоорганизации: самостоятельно брать на себя роли и доводить игру до конца; пользоваться необходимым материалом, использовать игрушки заместители.
- Активизировать словарный запас детей.
- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
Предварительная работа.
- Рассматривание картин на сельскохозяйственную тему.
- Рисование домашних животных, сельскохозяйственной техники.
- Заучивание стихов, потешек.
- Беседы о домашних животных, о сельскохозяйственном транспорте, о жизни людей на селе.
- Развлечение «Хлеб всему голова».
- Работа с родителями – изготовление загона для животных, животных, трактора; раскрашивание самодельных животных.
- Чтение художественных произведений.
Словарная работа: фермер, тракторист, зерно, сено, загон, скотник, доярка, ветеринар,птичница, молоковоз.
Общая продолжительность игры 30-35мин.
Игровой замысел: Обсудить ход игры, распределить роли, уточнить необходимый игровой материал.
Распределение по ролям:
- фермер руководит работой всех сотрудников;
-тракторист привозит сено, ремонтирует трактор;
- скотник поит, кормит животных;
- ветеринар лечит животных;
- птичница ухаживает за птицей;
- доярка доит корову, поит теленка.
Ход игры.
Перед игрой проводится беседа.
Воспитатель: Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Этим занимаются все жители сёл. А недавно на селе появилась новая профессия - фермер. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Какую домашнюю птицу вы знаете? (ответы детей). Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птицы. Поэтому, у него есть помощники, которые заботятся о животных.
Кто заботится о корове, свиньях, лошади? (скотник)
Кто доит коров? (доярка)
После дойки, что делает доярка? (поит молоком теленка)
Кто ухаживает за птицей? (птичница)
Кто привозит корм для животных и птиц? (тракторист)
Ребята, надо очень любить животных, правильно за ними ухаживать, чтобы они приносили пользу и не болели. Но если вдруг заболевает у фермера животное, то у него есть помощник – ветеринарный врач.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Ферма». Давайте распределим роли.
Распределить роли среди детей по их желанию. Главную (ведущую) роль – фермер – оставить за воспитателем. Все участники надевают специальную одежду: рабочие халаты, специальные головные уборы, тракторист и скотник– рабочие комбинезоны, сапоги.
Звучит фоновая музыка с голосами домашних животных.
Воспитатель: На ферме животным дают клички-имена. Предлагаю и нашим животным придумать клички.
Дети совместно придумывают клички корове, лошади, свинье.
Воспитатель: А еще на ферме все обращаются друг к другу по имени и отчеству.
Дети называют свои имена и отчества
Фермер: Пора начинать рабочий день на ферме «Ромашка». Займите свои рабочие места.
Дети расходятся по местам, согласно своей игровой роли: тракторист уезжает за сеном, доярка доит корову, скотник кормит свиней и лошадь, птичница кормит кур и гусей. Во время игры дети называют ласково по кличкам, гладят.
Ветеринарный врач остается с фермером.
Фермер (обращается к вет.врачу): А мы с Вами, (имя, отчество вет.врача) осуществим осмотр всех животных фермы, чтобы выявить больных. Начнем с домашней птицы.
Фермер и вет.врач идут к загону с птицей
Фермер (обращается к птичнице): Какая птица живет на нашей ферме?
Птичница: На ферме живут куры, цыплята, петух, гусь и гусята. У нас есть курочка, которая несет яйца. Сейчас я их соберу.
Птичница собирает яйца в корзинку
Фермер: Чем будете кормить птицу?
Птичница: Домашняя птица любит зерно и много пить.
Птичница сыпет зерно и наливает воду
Вет.врач (обращается к птичнице):Домашняя птица не болеет?
Птичница: Нет. Все хорошо.
Фермер и вет.врач идут к скотнику и к загону с свиньями
Фермер (обращается к скотнику): Расскажите, пожалуйста, как Вы ухаживаете за свиньями? Чем их кормите?
Скотник: У нас на ферме три свиньи: одна взрослая и две маленькие. Нужно следить за тем, чтобы у свиней всегда была вода для питья, и, чтобы у них всегда было чисто. А кормить нужно утром и вечером. Питаются свиньи кашей, которую нужно сварить или смешать из разных сухих кормов и овощей. Такая каша называется мешанкой.
Фермер: А сейчас Вы чем их кормите?
Скотник: Сейчас я даю им мешанку.
Вет.врач (обращается к скотнику): Свиньи себя хорошо чувствуют? Не болеют?
Скотник: Нет, не болеют. Все хорошо.
В это время приезжает тракторист и привозит сено
Фермер и вет.врач идут к загону с коровой
Фермер (обращается к доярке): Много ли корова дает молока?
Доярка: Вчера корова дала половину ведра молока. Это очень мало. Но сегодня больше.
Вет.врач: Корова не болеет?
Доярка: Нет. Все хорошо.
Доярка (обращается к скотнику): Я подоила корову, теперь её нужно покормить, чтобы набраться сил.
Скотник идет к трактору с тележкой, чтобы набрать сена. Вилами набирает сено и несет корове. Наливает ей воду.
Фермер: Теленок мычит, просит, чтобы ему молока налили. (обращается к доярке) Нужно напоить теленка.
Доярка наливает молоко теленку
Скотник: Лошадь отказывается от корма. (обращается к вет.врачу) Нужно осмотреть ее.
Вет.врач: Хорошо, сейчас я её осмотрю.
Вет.врач слушает лошадь через стробоскоп, смотрит через лупу глаза.
Вет.врач: Все понятно: у нее заболел живот. Сейчас я её вылечу.
Вет.врач дает лошади лекарство, делает укол
Фермер: Спасибо за то, что полечили лошадь.
Фермер: Вот даже и не заметили, как ночь наступила, все работы заканчивайте. Приглашаю всех на общее собрание, где мы обсудим, как прошел рабочий день.
Все садятся на стульчики в круг для подведения итогов игры
Воспитатель:
- В какую игру мы играли?
- Кем мы были?
- Что делали? За кем ухаживали? Как кормили?
- Тяжелый ли труд сотрудников фермы?
- Появилось ли у кого желание работать на ферме, когда вырастит?
- Будем ли еще играть в такую игру?