Приключения ребят в сказочном лесу
Цель. Создать условия для развития интереса к познавательно-экспериментальной деятельности.
Задачи.
Обучающие: познакомить детей со свойствами и качествами веществ, материалов, путем экспериментирования; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать умение делать простейшие выводы; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность.
Воспитывающие: воспитывать отзывчивость, сочувствие к сказочным героям.
Предварительная работа: просмотр мультика «Самый маленький гном», беседа на тему «Средства защиты во время экспериментирования».
Материал и оборудование: пузырек с йодовым раствором, конверт с листочком, кисточка, ковер-самолет, три стола, клеенки на каждый стол, проектная доска, пустые стеклянные банки с крышками на каждого ребенка, бутылки с уксусом на каждого ребенка, медицинские маски, перчатки, сырые яйца, яйца в банках с уксусным раствором, бумажные салфетки, надувные шарики, соль, черный молотый перец, тарелки, фартуки, пена для бритья, сода пищевая, ложки.
Демонстрационный материал: изображение сказочных героев – курочки Рябы, Золушки, Дедушки и Бабушки из сказки «Снегурушка» на проектной доске.
Ход НОД
- Вводная часть – 5 минут.
В зал входит маленький гномик Вася.
- Здравствуйте! Меня зовут гномик Вася. Я живу вон там за лесом на опушке. У меня много друзей из сказок: Колобок, Лисичка – рыжая сестричка, Михаил Потапыч и другие. Иногда я с ними встречаюсь и играю в разные игры. У нас всегда весело в лесу. И мы все живем дружно. Но недавно мне по почте пришло письмо. Я открыл конверт, а там чистый лист бумаги.
Показывает конверт и чистый лист
- Я подумал: очень странное послание. Тогда, я полил волшебной водой из пузырька и буквы проявились.
Фокус с крахмальными чернилами
Приготовить клейстер: смешать 2 части крахмала и 1 часть воды и нагреть на медленном огне, постоянно помешивая. После остывания этой жидкостью написать крупные буквы на обычной бумаге с помощью ватной палочки. Чернила проявятся после смазывания листа кисточкой водным раствором йода.
II. Основная часть – 15 минут.
- В письме написано: «Здравствуй, гномик Вася! Пишет твой друг Серый Волк. У нас в лесу случилась череда несчастий: у Курочки Рябы разбилось золотое яичко, Золушке злая Мачеха дала очень сложное задание, с которым она не может справиться, а у дедушки и бабушки растаяла внучка Снегурушка, поэтому они горько плачут. Гномик Вася, спеши к нам скорее в лес на помощь!!! Подпись: Серый Волк».
- Ребята, нужно скорее спешить в лес на помощь! Вы со мной? Вы готовы к приключениям? Чтобы побыстрее переместиться в лес, предлагаю вам отправиться на ковре-самолете!
Дети с гномиков садятся на ковер
- Проговаривайте волшебные слова вместе со мной:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Город, море, сад и речка,
И дома, и человечки.
- Мы прилетели в первую сказку «Курочка Ряба».
Дети подходят к первому столу, на котором
- пустые банки с крышками
- бутылки с уксусом
- перчатки
- медицинские маски
- сырые яйца
- готовые яйца в уксусном растворе
- бумажные салфетки
На экране изображение курочки Рябы с разбитым яйцом
- У курочки случилось несчастье – разбилось ее яичко. Плачет дед, плачет баба… Как вы думаете, что же нужно сделать, чтобы яичко не разбивалось?
Дети высказывают предположения. Подвести детей к тому, что можно изобрести небьющееся яйцо
- Давайте создадим небьющееся яйцо. Для начала наденьте защитные перчатки и маски.
Дети надевают перчатки и маски
- Теперь откройте пустые банки и поместите туда яйца. Только делайте это аккуратно, потому что яйца сырые и могут разбиться.
Дети открывают банки и аккуратно кладут яйца
- Теперь зальем наши яйца волшебной водой – уксусом. Внимание! Делать такую процедуру нужно аккуратно, потому что уксус является опасным, если его выпить и неприятным, если его вдохнуть. И лучше под присмотром взрослых!
Дети открывают бутылки с уксусом и заливают яйца
- Теперь закрываем баночки крышкой и оставляем в таком растворе на один день. То есть завтра вы увидите изменения в яйце: уксус растворить яичную скорлупу и яйцо покроется тонкой прозрачной пленкой. Сейчас я вам это покажу.
Гномик достает готовые банки с яйцами
- Возьмите по одной салфетке и достаньте яйца.
Дети достают яйца и кладут на бумажные салфетки
- Предлагаю вам потрогать яйца и даже испытать – разобьются они или нет.
Дети проделывают различные действия с яйцами
Гномик и дети делают выводы
- Какое яйцо?
Что мы сделали, чтобы оно таким стало?
Можно ли разбить яйцо?
Почему яйцо стало таким мягким?
Помогли мы курочке Рябе?
- Курочка говорит вам спасибо, а мы отправляемся дальше. Скорее на ковер-самолет.
Дети снимают маски и перчатки
Гномик и дети садятся на ковер-самолет
- Проговаривайте волшебные слова вместе со мной:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Город, море, сад и речка,
И дома, и человечки.
- Мы прилетели в следующую сказку «Золушка».
Гномик и дети проходят к следующему столу
- шарики
- тарелочки с перемешанной солью и черным молотым перцем
На экране изображение Золушки
- Злая Мачеха уехала со своими дочерями на бал, а Золушку оставила дома и дала очень сложное задание: отделить соль от черного перца. Как вы думаете – можно ли это сделать с помощью рук?
Дети отвечают, что нет, потому что перец очень мелкий
- Что же нам делать? Предлагаю воспользоваться помощью самого обычного воздушного шарика. Нужно натереть шарик о голову. Сильно-сильно и быстро-быстро. Затем прислонить шарик к соли и перцу.
Дети проделывают действия
- Посмотрите, что происходит.
Дети наблюдают: перец прилипает к шарику. Делают выводы
- Что мы сейчас сделали?
Что произошло?
Почему перец прилип к шарику?
Помогли мы Золушке?
- Золушке пора собираться на бал, а мы летим дальше. Скорее на ковер-самолет!
Гномик и дети садятся на ковер-самолет
- Проговаривайте волшебные слова вместе со мной:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Город, море, сад и речка,
И дома, и человечки.
Гномик и дети проходят к третьему столу:
- перчатки
- маски
- пена для бритья
- сода
- фартуки
- тарелки
- ложки
На экране изображение Дедушки и Бабушки
- Мы прилетели в еще одну сказку «Снегурушка». Здесь случилось несчастье: Дедушка и Бабушка слепили себе внучку Снегурушку из снега, но пришла весна и Снегурушка растаяла. А зима еще не скоро. Дедушка и Бабушка плачут. Как же нам помочь?
Дети делают предположения. Подвести детей к тому, что можно создать снег, который не тает
- Можно создать искусственный снег, который не тает, и слепить из него новую Снегурушку. Для этого надеваем средства защиты.
Дети надевают маски, фартуки и перчатки
- Теперь выдавливаем пену для бритья на тарелку. И ложками добавляем в пену пищевую соду и смешиваем. Постепенно масса начнет превращаться в комочки, похожие на снег. Из них можно создавать фигуры.
Дети проделывают действия
Затем, выводы
- Что мы сейчас сделали?
Что получилось?
Какая получилась масса?
Что с ней можно сделать?
Помогли мы Дедушке и Бабушке?
- Дедушка и Бабушка говорят спасибо, а нам пора возвращаться в детский сад.
Дети снимают перчатки, фартуки и маски.
Гномик и дети садятся на ковер-самолет
- Проговаривайте волшебные слова вместе со мной:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Город, море, сад и речка,
И дома, и человечки.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
- Вот мы и очутились с вами в детском саду. Спасибо вам, ребята за помощь. Вы помогли сказочным героям. Понравилось ли вам наши приключения?
Внимание! Ребята, если вы хотите проделать те же самые эксперименты дома, то нужно это делать под присмотром взрослых!