Описательный рассказ по картине

16.08.2020

 

Тема

«Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

 

Возрастная группа

5 лет.

 

Интеграция образовательных областей

 

Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

 

Цель

Формирование умения составлять описательный рассказ по картине.

 

Задачи

Образовательные:

 

Развивающие:

 

Воспитательные:

 

 

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием);

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

 

- расширять и активизировать словарь детей;

- активизировать восприятие;

- развивать внимание, память, воображение, аналитические умения.

 

- воспитывать умение внимательно выслушивать других детей, не перебивая;

- воспитывать умение оценивать рассказы других детей, аргументируя свой выбор.

 

Средства реализации

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», магнитная доска.

 

Оборудование и материалы

Готовые «подзорные трубы» из картона, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», ткань.

 

Словарная работа

Шишкин, подзорная труба, медвежата.

 

Ход занятия:

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

 

Планируемый результат

  1. Организационная часть:

 

1.Сюрпризный момент.

- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу.

Сорвать ткань с картины.

2. Название картины.

- Картина называется «Утро в сосновом лесу», написал картину Иван Шишкин.

3. Введение в тему занятия.

 

1.Внимательно слушают.

Положительный эмоциональный настрой. Привлечение внимания.

  1. Основная часть:

 

  1. Игра «Подзорная труба».

Детям предлагается картина для рассматривания с помощью «подзорной трубы».

Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у нас есть «волшебные подзорные трубы». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в подзорную трубу и назовите – что или кто изображен на картине.

 

Наводят глазок «подзорной трубы» на картину и называют по очереди объекты (медведь, дерево, корни деревьев и т.д.). Называют местонахождение каждого объекта на картине. Описывают его.

 

Активизация внимания. Самостоятельно выделяют объекты, обозначают их словом.

2. Итог.

- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы увидели. Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

 

Отвечают на вопросы.

 

3. Установление взаимосвязей между объектами на картине (игра «Объедини объекты»).

- Чем или как они связаны?

- Кто дружит?

- Кто не дружит?

- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто находится рядом друг с другом, те дружит? Если далеко, то, наоборот, не дружит?

 

Устанавливают взаимосвязи между объектами. Рассуждают.

Уточняются знания детей о том, что все объекты взаимосвязаны.

4. Итог: что мы сейчас делали?

- А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой.

 

Отвечают на вопросы.

 

Физминутка

Медвежата на картине играют между собой. Давайте и мы с вами поиграем.

Медвежата в лесу жили

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата веточки искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапки поднимали,

Вот так, вот так,

Выше лапки поднимали.

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

 

5. Игра «Вхождение в картину».

- А вы хотели бы войти в эту картину? Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину, а я сейчас произнесу волшебные слова, и вы очутитесь в картине. «Вокруг себя мы покружились и в картину мы переместились».

- Откройте глаза, ребята. Мы переместились в лес.

 

Фантазируют. Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

6. Игра «Я слышу…». Предложить описать ощущения с помощью органа слуха.

- Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите?

 

Речевая зарисовка ощущений.

Описывают свои ощущения с помощью слухового анализатора на основе своих представлений.

7. Игра «Я ощущаю…». Предложить описать ощущения с помощью обоняния.

- Какие запахи ощущаете?

 

Речевая зарисовка ощущений.

Описывают свои ощущения с помощью обонятельного анализатора на основе своих представлений.

8.  Игра «Я ощущаю руками...». Предложить описать ощущения с помощью осязания.

- Что вы можете почувствовать руками?

 

Речевая зарисовка ощущений.

Описывают свои ощущения с помощью осязательного анализатора на основе своих представлений.

9. Игра «Превращение в объект на картине»

- Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

 

Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа.

 

Составляют небольшой рассказ от имени объекта.

10. Итог: что делали?

 

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

«Вокруг себя мы покружились и обратно в садике очутились».

 

Отвечают на вопросы. Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

 

  1. Заключительная часть:

 

Подведение итогов.

- Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина».

 

Рефлексия

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

- Что можете рассказать об этой картине?

 

Отвечают на вопросы.

Составляют небольшой описательный рассказ по картине.