Адаптация детей к детскому саду
Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада. Что такое адаптация? - Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму. - Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования. Уровни адаптации Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть): • К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы). • Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать. • Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами. • Необходимости отстаивать свое личное пространство. Физиологический (надо привыкнуть): • К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять правила в группе). • Невозможности уединения. • Необходимости самоограничений. • Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам. Степени адаптации В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 1 – 16 дней - легкая адаптация 20-40 дней – адаптация средней тяжести от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду - Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; - Чрезмерная тревожность родителей; - Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; - Воспитание ребенка в духу вседозволенности; - Неврологическая симптоматика: астеничность, гиперактивность и т. п.; - Болезненность малыша; - Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня. Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода) «НЕ ХОЧУ!». Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но «так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы».
|
Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка. ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!». Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду.
Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны!
|